Обратный звонок


Атмосферный режим хранения фондов



Для замедления старения различных предметов важно установить определенный режим хранения в музее, чтобы минимизировать негативное воздействие на них вредных факторов, вызывающих естественное старение. Нестабильность температурно-влажностного режима с его сильными колебаниями по сезонам и суткам считается основной причиной старения предметов. Эффект температуры и влажности на предмет зависит от множества факторов, включая материал изготовления, устройство и окружающую среду до его прибытия в музей.

Изготовленные из олова изделия подвергаются разрушению при температуре ниже +13° С известной как "оловянная эпидемия". Появление серых пятен, пустот и образование порошка характеризуют этот процесс. Предметы из пластилина и воска подвержены гибели при температуре выше +25° С.

Специалисты проводят исследования для определения оптимальных параметров температурно-влажностного режима. Их рекомендации выглядят следующим образом при незначительных отклонениях:

  • для металла рекомендуется температура +18-20° С и относительная влажность до 50%.
  • В музейных помещениях при комплексном хранении различных материалов температура воздуха должна быть поддерживаема в пределах 18 ± 10 градусов Цельсия, а относительная влажность - 55% ±5%.
  • Поделочные камни, драгоценные и полудрагоценные требуют условий +15—18° С и 50—55% влажности воздуха. Дерево хранится при температуре +15-18° С и влажности 50-60%.
  • Ткани сохраняются при температуре +15-18° С и 55-65% влажности. Кожа, пергамент, мех, чтобы быть в хорошем состоянии, требуют температуры +16—18° С и 50—60% влажности.
  • Для материалов типа кости необходима температура +14—15° С и влажность 55—60%. Бумага сохраняет свои свойства при температуре +17-19° С и 50-55% влажности.
  • Живопись оптимально хранить при температуре +12-18° С и влажности 60—70%, в то время как для черно-белой фотографии необходимо поддерживать условия до +12° С и 40—50%.
  • Для цветной фотографии рекомендуется температура не выше +5° С и влажность 40-50%.

Для обеспечения заданного температурно-влажностного режима в зданиях без кондиционеров используются различные методы, такие как отопление, проветривание, увлажнение и осушение воздуха. Настройка и поддержание нужного микроклимата осуществляется с помощью кондиционирования воздуха.

Специальные приборы, такие как психрометры, гигрометры, термометры и самопишущие термографы и гигрографы, устанавливаются в каждом хранилище и зале экспозиции для контроля температуры и влажности. Показатели фиксируются дважды в день в специальном журнале в одно и то же время.

Уровень освещенности измеряется в люксах (лк), который является единицей измерения степени освещенности. Определение уровня освещенности без специального прибора, такого как люксметр, практически невозможно из-за того, что глаз легко приспосабливается к изменениям интенсивности света. Фотохимические изменения могут происходить с предметом под воздействием света, особенно ультрафиолетовых лучей, что в свою очередь может замедлить процесс естественного старения предметов. Интенсивность излучения и его продолжительность определяют степень повреждений, наносимых светом.

Для сохранения предметов разной природы и цвета, необходимо установить соответствующий уровень освещенности. Это включает в себя изоляцию светочувствительных предметов от источников света и обеспечение оптимального количества света для их сохранности. Рекомендуемый уровень освещенности в диапазоне 50-75 люкс подходит для помещений, где хранятся графика, книги, фотографии, ткани, образцы флоры и фауны, а также окрашенная кожа и рукописные материалы.

Предметы средней светостойкости, такие как живопись (масло и темпера), лак, дерево, неокрашенная кожа и кость, рекомендуются держать в помещении, освещенном не более чем 150 люкс. Для предметов с высокой светостойкостью, таких как металлы, бесцветное стекло, камень, керамика, гипс, достаточно просто защитить их от прямых солнечных лучей.

Предметы средней светостойкости подвержены различным изменениям при отсутствии света: кость и белый мех начинают желтеть, покровные слои и тонировки живописи темнеют, а изделия из дерева, такие как орех, красное дерево, дуб, могут выгорать на солнце и потому их стоит укрыть чехлами.

Для сохранения музейных коллекций в оптимальном состоянии необходимо обеспечить их защиту от агрессивных вредителей воздуха, которые способствуют процессу старения и разрушения экспонатов. Среди таких вредителей можно выделить сернистый газ, сажу, сероводород, аммиак, хлор и пыль. Светочувствительные материалы хранятся в особо оборудованных помещениях, где отсутствует свет. В залах с естественным освещением предметы дополнительно защищаются занавесями на специальной светонепроницаемой подложке. И когда требуется полная изоляция от света, вместо оригинала экспонируется его копия.

Создание сероводорода и аммиака, вредных для металлов, красок и тканей, может происходить не только из-за гниения, но и за счет использования определенных материалов в музейном оборудовании. Стареющие резиновые изделия и казеиновые краски также могут выделять сероводород.

Хлор, опасный для многих материалов, чаще всего попадает в воздух из различных производственных предприятий, включая текстильные и бумажные заводы. Этот вредный газ может повредить многие материалы и способы их производства.

Когда сернистый газ соединяется с влагой, он образует соляную кислоту, что является результатом процессов горения. Этот газ представляет опасность для большинства материалов, так как способен разрушать ткани, живопись, кожу, бумагу, гипс, жемчуг, песчаник, известняк, мрамор, бронзу и свинец. Пыль и копоть могут задерживать влагу на предметах, проникая в поры материалов, что способствует активизации химических процессов и создает плотное загрязнение живописных произведений. Накопленная пыль также представляет собой хорошую питательную среду для биологических вредителей.

Для того чтобы сохранить ценные предметы в музейной коллекции от вредного влияния атмосферы, необходимо строго контролировать уровень чистоты воздуха. Меры защиты включают в себя установку кондиционеров, применение фильтров и упаковок для предметов. Также важно проводить регулярную уборку помещений и оборудования в музее, чтобы избежать разрушения от микроорганизмов, насекомых и грызунов. Нарушение температурно-влажностного режима, пыль и склады с продуктами рядом с музеем могут создать благоприятные условия для биологических вредителей, поэтому необходимо принимать меры по специальной обработке зараженных предметов.

Плесень и бактерии - микроорганизмы, которые могут поражать различные предметы, особенно те, что сделаны из органических материалов, например, дерева, ткани, костей, живописи и бумаги. Плесень оставляет на поверхности пятна, которые трудно убрать, а также может разрушать волокна. Обычно развивается при повышенной влажности и температуре выше 20°C. Заражение плесенью может происходить от спор, которые переносятся воздухом или при контакте с пораженным предметом. Если обнаруживается плесень, предмет следует переместить в отдельное помещение, а для профилактики в музеях периодически обрабатывают музейное оборудование спиртовым раствором формальдегида.

Жуки, моли и мухи – частые гости в музеях, они ворвались туда извне, через окна и двери, либо с новыми экспонатами. Для уничтожения их используются различные инсектициды, проводится газация помещений. Необходимо также наличие изолятора для проверки и дезинфекции предметов, а также специальной камеры для обработки зараженных экспонатов.

Для эффективного уничтожения биологических вредителей необходимо прибегать к разрешенным в музейных средствах и обязательно выполнять работу только при участии реставраторов.

Наши работы


Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование cookies. С их помощью мы обеспечиваем комфортную работу сайта.

СОГЛАСЕН