Особенности хранения экспонатов в музейных залах
При создании экспозиции для предметов важно учитывать множество факторов, которые могут повлиять на сохранность экспонатов. Не только монтаж, но и условия хранения играют решающую роль в этом процессе. Особое внимание следует уделить материалам с низкой светостойкостью, которые требуют особого ухода и внимания.
Кроме того, наличие посетителей в экспозиции также может негативно повлиять на состояние предметов. Их присутствие увеличивает температуру и влажность в помещении, что приводит к колебаниям климатических условий. Эти факторы могут привести к быстрому износу или даже повреждению экспонатов.
Для смягчения воздействия всех вышеперечисленных неблагоприятных факторов необходимо принимать специальные меры. Важно разработать стратегию по сохранению предметов в экспозиции, учитывая все возможные риски и опасности, которые могут возникнуть в процессе экспозиции. Необходимо также обеспечить постоянный контроль за климатическими условиями и обеспечить правильное освещение для предметов с низкой светостойкостью.
Музейные экспозиции требуют особого внимания к освещению, чтобы сохранить ценные экспонаты в неповрежденном состоянии. Свет мощных ламп может привести к нагреванию экспонатов, поэтому важно избегать прямого выделения света на них. Рекомендуется устанавливать лампы над витринами с использованием светорассеивающих фильтров для равномерного освещения. При съемке музейных предметов для кино и фото необходимо следовать специальным правилам, установленным в соответствующих документах.
Для естественного освещения залов музея окна должны быть оборудованы специальными стеклами, которые не пропускают ультрафиолетовые лучи. Световые источники следует располагать на расстоянии 1,5-2 метра от экспонатов, чтобы исключить воздействие на них. Витрины с чувствительными к свету экспонатами могут быть оборудованы защитными занавесями, чтобы минимизировать воздействие яркого света на них. Соблюдение всех этих мер позволит сохранить ценности музея на долгие годы.
Материалы, из которых изготавливается экспозиционное оборудование, играют важную роль в сохранении целостности экспонатов. Они должны быть химически стабильными, чтобы исключить возможность разложения и образования веществ, которые могут нанести вред предметам. Таким образом, обеспечивается долговечность и сохранность экспозиции.
Колебания температурно-влажностного режима, которые могут привести к дестабилизации материалов, требуют особого внимания при экспозиции. Управление этими параметрами происходит за счет кондиционеров, проветривания, регулирования потока посетителей и других методов. Также важную роль играют витрины с ограниченным воздухообменом, которые помогают сохранить стабильные условия окружающей среды для экспонатов.
Оптимальные условия окружающей среды в музейном пространстве не только способствуют сохранению материалов экспонатов, но и создают комфортные условия для посетителей. Эффективное управление температурой и влажностью является ключевым элементом поддержания качества экспозиции и обеспечения ее долговечности.
Старый клей, содержащий серу соединения, может ускорить процесс окисления серебряных предметов, заставляя их быстро тускнеть. Не все породы деревьев способны выделять органические кислоты, но недостаточно выдержанное дерево может стать источником опасности. Например, дуб, известный своим содержанием танина, вещества для дубления кожи, способен вызвать серьезную коррозию и повредить экспонаты из свинца. Кроме деревьев, вред могут нанести и материалы, используемые в производстве столярного клея, такие как рога, кожа и даже рыбья чешуя. Важно помнить о потенциальных опасностях, которые могут скрываться в таких материалах, чтобы избежать повреждения ценных предметов и сохранить их долгое время без изменений.
Для обеспечения безопасности экспонатов в витринах необходимо учитывать не только качество материалов, из которых изготовлены защитные элементы, но и их воздействие на окружающую среду. Герметизирующие резиновые прокладки, предназначенные для защиты от пыли, могут стать источником опасности из-за выделения вредных паров при вулканизации из натурального и синтетического каучука.
Осторожный подход также требуется при выборе материалов, используемых для обивки внутренней поверхности витрины. Хлопчатобумажные и синтетические ткани после стирки считаются безопасными, в то время как более сложные по составу материалы, такие как бархат, парча, щелк, требуют тщательного тестирования на совместимость с экспонатами. Это необходимо для предотвращения негативного воздействия на само хранилище экспонатов и их состояние.
Искусство сохранения экспонатов в музее требует не только внимательного ухода, но и глубокого понимания физических процессов, которые могут привести к разрушению ценных предметов. Сила тяжести играет значительную роль в этом процессе, так как многие экспонаты не предназначены для длительного нахождения в экспозиции без должной поддержки.
Структурные особенности и размеры экспонатов могут также увеличивать риск их повреждения. Например, тонкие и длинные предметы, как шесты и копья, зачастую не имеют должной опоры из-за своих параметров. Это может привести к искривлению или деформации этих объектов через несколько лет экспозиции.
Но не только редкие артефакты подвержены риску разрушения. Даже обычные бытовые предметы, типа сундуков, могут получить серьезные повреждения, если экспонируются с открытой крышкой без соответствующей поддержки. Важно учитывать все факторы, влияющие на сохранность экспонатов, чтобы сохранить наследие для будущих поколений.
Экспонирование предметов в музейной экспозиции – это искусство, требующее не только художественного вкуса, но и знаний о правилах консервации. Вес крышки, полностью держащийся на петлях, может стать причиной трещин в либо самой крышке, либо в корпусе. Головные уборы и обувь могут деформироваться без должной опоры, а тканые изделия, такие как штандарты и гобелены, будут вытягиваться, если долгое время находятся в подвешенном состоянии и крепятся лишь в нескольких точках.
Реставраторы играют ключевую роль в отборе предметов для экспозиции, проводя консервационные и реставрационные работы с экспонатами, требующими этого. Они также определяют максимальную продолжительность экспонирования каждого предмета, учитывая его особенности. Например, для экспонатов на бумажной основе устанавливается ограничение в 6 месяцев в году, чтобы сохранить их в наилучшем состоянии на долгие годы.
Искусство музейной экспозиции – это не только оформление и расстановка предметов, но и забота о их сохранности и долговечности. Каждый элемент выставки требует особого внимания и ухода, чтобы сохранить свою ценность и красоту для будущих поколений.