Открытые фондохранилища: хорошо или плохо
Расширение доступа к историческим артефактам – одно из ключевых направлений современной музейной деятельности. Важно понимать, что лишь малая часть ценных предметов находится на публичном обозрении, около 1-5% от общего количества. Многие учреждения начинают использовать открытое хранение определенных коллекций, чтобы предоставить посетителям возможность поближе изучить каждый артефакт. Этот подход несомненно позволяет создать уникальный опыт для гостей, погружая их в мир истории и культуры.
Однако важно помнить, что такая практика может иметь свои негативные последствия. В частности, длительное воздействие света на артефакты может привести к их повреждению и ухудшению состояния. Поэтому не всегда возможно применять открытое хранение ко всем материалам без ущерба для сохранности экспонатов. Важно учитывать индивидуальные особенности каждого предмета и принимать меры предосторожности для его сохранения в наилучшем состоянии.
Все больше музеев по всему миру переходят к использованию системы открытого хранения для своих коллекций. Это обеспечивает более доступный и удобный доступ к искусству для посетителей. В Центральном музее современной истории России, где ранее действовал Музей революции, система открытого хранения успешно используется для коллекций декоративно-прикладного искусства.
Одним из ключевых преимуществ такого подхода является более надежная защита материалов, подверженных воздействию окружающей среды. Наиболее уязвимые категории, такие как керамика, бесцветное стекло, поделочные камни и определенные металлы, могут быть сохранены в отличном состоянии благодаря этой системе хранения. Новое фондохранилище Эрмитажа также не осталось в стороне и внедрило собственную систему открытого хранения, соответствующую самым современным стандартам как с практической, так и с эстетической точек зрения.
Такой подход к хранению коллекций не только повышает их безопасность, но и делает искусство более доступным и понятным для общества. Кроме того, открытое хранение позволяет музеям более эффективно управлять своими собраниями и обеспечивать лучшее сохранение искусства для будущих поколений.